Рогачевский зональный центр гигиены и эпидемиологии

Выпуск №8

Тип статьи:
Авторская

Информационный

бюллетень

Государственное учреждение «Рогачевский зональный центр гигиены и эпидемиологии»
Август 2016
Выпуск №8
В этом номере:
  • Берегите зрение…………………………………………… стр.2
  • 10 августа – Всемирный день предотвращения самоубийств……………………………………………… стр.3-4
  • Грипп и ОРИ. Как защитить себя и других..………… стр.4-5
  • Спасайся от спайса………………..….....……………… стр.5-7
  • Формирование уверенности в себе и приемы противостояния давлению…….……………………… стр.7-8
стр. 2
15 сентября – День здоровья школьников.

Профилактика нарушения зрения

Берегите зрение


СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ! ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ.

Вшколе дети впервые в жизни начинают выполнять ежедневную, достаточно длительную работу. И именно в школьном возрасте у детей появляются зрительные расстройства, в первую очередь, близорукость. Основными симптомами ухудшения зрения у школьника является снижение успеваемости, быстрая утомляемость, банальные ошибки при письме, пропуск слов при чтении.

Поэтому особое значение приобретает гигиена зрения у детей. А именно: правильное построение учебного дня, организация уроков и перемен, организация занятий и отдыха во внешкольное время.

Меры по предупреждению близорукости у детей школьного возраста должны быть направлены на снятие всех видов напряжения: мышечного, зрительного, нервного

Проще всего устранить напряжение мышечное, обеспечив ребенку правильную осанку за столом. Необходим стул и стол, соответствующий росту ребенка. Спина сидящего должна прилегать к спинке стула, а локти лежать на столешнице.

Чтобы не допускать зрительного утомления, книгу нужно положить на подставку на расстоянии 35 сантиметров от глаз. При искусственном освещении настольная лампа должна находиться слева и быть обязательно прикрытой абажуром, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Не рекомендуется также смотреть передачи в темноте, лучше включить свет, который не дает бликов на экране. Экран должен находиться не ближе 2 метров от лица ребенка.

Многие учащиеся, пользуясь отсутствием взрослых, совмещают выполнение домашнего задания с просмотром телевизора или компьютерной игрой. Это приводит к быстрому снижению зрения. Ребенок может просидеть за компьютером в среднем от 10 до 30 минут в день. Жидкокристаллический монитор позволяет увеличить это время до полутора часов, при условии, что каждые 15 минут будет сделан перерыв, во время которого будет проводиться гимнастика для глаз. То же самое касается телевизора. Нельзя приступать к выполнению домашнего задания тотчас по приходу из школы. Это усугубляет наступившее в школе на протяжении уроков понижение зрительных функций. Тогда как 1-1,5 часа отдыха после занятий в школе значительно уменьшает общее утомление учащихся. Поэтому, дома, как и в школе, занятия, требующие напряжения зрения, следует чередовать с такими, при которых нагрузка на глаза меньше. Следует предоставить детям возможность походить или побегать по комнате, сделать несколько физкультурных упражнений, подойти к окну и посмотреть вдаль.

Большое значение для хорошего зрения имеет правильное питание, включающее достаточное количество витаминов. Например, морковь содержит витамин А, который благоприятно воздействует на глаза. Позаботьтесь о том, чтобы она присутствовала в рационе вашего ребенка в любом виде.

БЕРЕГИТЕ СВОЕ ЗРЕНИЕ!

стр. 3

10 августа – Всемирный день предотвращения самоубийств.

Ежегодно 10 сентября Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) при поддержке Международной ассоциации по предотвращению самоубийств проводит Всемирный день предотвращения самоубийств. Глобальной целью проведения Всемирного Дня предотвращения самоубийств является уменьшение уровня суицидов и суицидальных попыток среди населения во всех странах. Самоубийство – это сложное многофакторное явление, не существует какой-либо единственной его причины. Оно является результатом взаимодействия биологических, генетических, этнокультурных, психологических, социальных и экологических факторов.

Трудно объяснить, почему одни люди решают совершить самоубийство, а другие, находясь в таких же (или еще худших обстоятельствах), не делают этого. Как бы то ни было, значительную часть самоубийств можно предотвратить.

По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения, в 2020 году число самоубийств в мире может составить приблизительно 1,53 миллиона. Суицид входит в число 10 наиболее распространенных причин смерти населения во всех странах и второй по значимости причиной смерти среди людей в возрасте 15-29 лет. Максимальный за последние несколько десятилетий уровень суицидов в Республике Беларусь (35,3 на 100 тысяч населения) был зарегистрирован в 1996 году. По данным первого глобального доклада ВОЗ о предотвращении самоубийств, состоявшегося в 2014 году, белорусские мужчины заканчивают жизнь самоубийством в 4 раза чаще, чем женщины. По количеству суицидов среди мужского населения Беларусь занимает 11 место в мире с показателем 32,7 самоубийства на 100 тысяч населения. В общем рейтинге случаев суицидов Республика Беларусь занимает 19-е место с показателем 18,3 самоубийства на 100 тысяч населения. При этом средний мировой показатель – 11,4 суицидов на 100 тысяч населения (15,0 для мужчин и 8,0 для женщин).

Причины суицидального поведения многообразны. Большое значение принадлежит социально-психологическим факторам: нарушенные детско-родительские и партнёрские отношения, одиночество и другие.

В число ситуаций риска и событий, которые могут спровоцировать совершение суицидальных попыток или самоубийства, входят:

— ситуации, переживаемые как обидные, оскорбительные, несправедливые (даже если при объективном рассмотрении они таковыми не являются). Дело в том, что уязвимые дети и подростки нередко воспринимают самые обычные ситуации как глубоко ранящие;

— разлука с друзьями, любимой девушкой/ парнем, одноклассниками и др.;

— смерть любимого или другого значимого человека;

— разрыв отношений с любимым человеком;

— межличностные конфликты или потери;

— проблемы с дисциплиной и законом;

— давление, оказываемое группой сверстников, прежде всего, связанное с подражанием поведению других;

— запугивание, издевательства со стороны сверстников, длительное пребывание в роли «козла отпущения» или жертвы;

— разочарование успехами в школе, серьезные трудности в учебе;

— высокие требования в школе к итоговым результатам обучения (экзамены);

— безработица, проблемы с трудоустройством, тяжелое экономическое положение;

— нежелательная беременность, аборт и его последствия;

— ВИЧ-инфекция или заражение другой болезнью, передающейся половым путем;

— серьезная физическая болезнь.

стр. 4
Любые неожиданные или драматические изменения, влияющие на поведение подростка или ребенка, любые внезапные и значительные изменения успеваемости, посещения школы или поведения следует принимать всерьез. Куда обратиться за помощью?

В Гомельской области экстренную психологическую помощь по «телефону доверия» оказывают специалисты Гомельского городского центра социального обслуживания семьи и детей – 170 «телефон доверия» (круглосуточно)

Грипп и ОРИ. Как защитить себя и других

Острые респираторные инфекции (далее ОРИ) и грипп продолжают оставаться самыми массовыми инфекционными заболеваниями. Это единственная инфекция, которая вызывает ежегодные эпидемии и периодические пандемии. В Гомельской области ежегодно регистрируется около 450 000 случаев заболеваний ОРИ и гриппом, причем в общей структуре всех заболевших до 70% составляют дети в возрасте до 14-ти лет. Различают несколько типов 

вируса, вызывающих грипп и более 200 вирусов, являющие причиной ОРИ. В связи с этим человек может в разные периоды переболеть несколько раз разными формами заболеваний.

Заразиться ОРИ и гриппом легко — при контакте с больным человеком. Ввиду высокой заразительности вирусы с мельчайшими капельками слюны при кашле, чиханьи и даже разговоре распространяются очень быстро, вызывая массовые заболевания среди людей.

Заболеть ОРИ и гриппом могут люди даже с самым крепким иммунитетом. Это связано, во-первых, с мутацией вируса, то есть каждый год организм оказывается «лицом к лицу» с новыми вариантами вирусов. Вторая причина заключается в исключительно высокой скорости размножения вирусов и распространения инфекции среди людей.

Как защитить себя и окружающих?

— своевременно делайте прививку против гриппа, это наиболее эффективный метод профилактики. В пользе массовой вакцинации от гриппа сомневаться не приходится, тем более что альтернативы ей пока нет.

В коллективе, где привито 70% людей, нарушается цепочка передачи вируса гриппа от больного человека к здоровому, а, следовательно, и эпидемия невозможна в принципе.

— укрепляйте иммунитет, принимайте витамины, введите в рацион питания – лук, чеснок, овощи, фрукты.

стр. 5
Для этих целей используются витамины (С, А и группы В, содержащиеся в комплексах витаминов «Гексавит», «Ревит», «Декамевит», «Ундевит», сиропе из плодов шиповника и других препаратах), а также адаптогены растительного происхождения (настойка аралии, экстракт элеутерококка, настойка и экстракт женьшеня). В последние годы популярны антиоксидантные комплексы, содержащие суточную физиологическую норму витаминов. Каждый день в рационе питания должны быть овощи, фрукты. Особенно полезны морковь и тыква (т.е. оранжевые овощи), лук, чеснок (содержат фитонциды). Очень эффективен в борьбе с гриппом свежезаваренный зеленый чай, напитки из клюквы и черной смородины.

Хорошим профилактическим средством являются обыкновенные яблоки. Содержащиеся в них микроэлементы и витамины блокируют размножение вирусов гриппа.

Хорошим профилактическим средством являются обыкновенные яблоки. Содержащиеся в них микроэлементы и витамины блокируют размножение вирусов гриппа.

Витамин С способствует повышению сопротивляемости организма. Следует отметить, что наибольшее количество витамина С содержится в соке квашеной капусты, а также в цитрусовых и киви.

— принимайте противовирусные препараты: антигриппин, амантадин, ремантадин, арбидол.

Достаточно хорошим профилактическим эффектом обладает оксолиновая мазь, она не имеет противопоказаний, применяется как у взрослых, так и у детей: один-два раза в день смазывают слизистую носа в течение 20-25 дней.

— соблюдайте правила личной гигиены: мойте руки с мылом, особенно после кашля или чихания, возвратившись с улицы.

Старайтесь не трогать глаза, нос и рот не мытыми руками. При чихании и кашле прикрывайте нос и рои носовым платком.

— избегайте мест большого скопления людей.

— проветривайте каждые 2 часа помещения и делайте ежедневную влажную уборку. Обязательно совершайте прогулки на свежем воздухе.

Энергичное проветривание в течение 10-15 минут на 85-90% уменьшает концентрацию патогенных вирусов.

— старайтесь по возможности избегать волнений и стрессовых ситуаций.

Наукой доказано, что если человек подавлен, расстроен, пребывает в депрессии, то его организм уязвим для всех болезней, в том числе для коварных вирусов гриппа.

И если все же избежать гриппа (или другого ОРИ) не удалось, то не стоит заниматься самолечением. Необходимо обращаться к специалистам, все лекарственные препараты применять ТОЛЬКО по назначению врача, и ни в коем случае, не «переносить инфекцию на ногах»! Это опасно не только для заболевшего, но и является мощным источником распространения вируса среди населения.

Спасайся от спайса

КУРИТЕЛЬНЫЕ СМЕСИ (СПАЙСЫ) – разновидность травяных смесей, в состав которых входят синтетические наркотические вещества, а также растения, которые содержат вещества психотропного действия. В связи с этим курительные смеси переквалифицированы в разряд наркотических веществ. В Беларуси за торговлю, хранение и употребление курительных смесей, вчастности спайса, предусматривается уголовное преследование. Родители часто не представляют масштабов проблемы и той опасности, которой подвергаются дети. Под угрозой жизнь здоровье подростков из семей различных социальных слоёв. Известны случаи, когда молодые люди всего один раз, из любопытства, употребив курительные смеси, становились пациентами психиатрической больницы или совершали самоубийство.
стр. 6
НЕСКОЛЬКО РЕКОМЕНДАЦИЙ РОДИТЕЛЯМ: Прежде всего, родители сами должны владеть информацией о наркотических веществах, признаках, по которым можно определить употребление наркотиков, и о последствиях, к которым это может привести. Эту информацию лучше получать из компетентных источников, а именно у врачей-наркологов.

• Старайтесь разговаривать с ребенком о его друзьях, особенно новых, с которыми он не хочет вас знакомить. Так как в большинстве случаев распространение наркотиков происходит через социальные сети (интернет), где контролировать общение ребенка практически невозможно, то появление новых людей в жизни вашего ребенка должно вас насторожить.

Зачастую несколько первых раз курительные смеси предлагаются бесплатно, а затем распространители требуют деньги, либо предлагают реализовывать наркотик самим, среди своих друзей, тем самым обеспечивая «бесплатную» дозу подростку. Важно объяснить ребенку, что таким образом очень быстро формируется психологическая, а затем и физическая зависимость. Это выгодно наркоторговцу, так как зависимым человеком легче манипулировать и формировать сеть распространения наркотика, что прежде всего уголовно наказуемо и может повлечь непоправимые последствия. Обращайте внимания на новые, непонятные предметы, которые появились у вашего ребенка: фольга, стеклянные наконечники от пипеток, железные трубки, скрученные в трубочку денежные банкноты. Постарайтесь поговорить об этом с ребенком, выяснить, откуда они появились и для чего он их использует. Старайтесь больше времени проводить с ребенком. Обязательно встречайте его по возвращению вечером с улицы. Обращайте внимание на его поведение, внешний вид, речь.

Для того чтобы понять, что должно обеспокоить родителей или педагогов в поведении ребенка, приведем основные признаки употребления курительной смеси.

Поведение: повышенная двигательная активность, нечленораздельная речь, галлюцинации, резкая смена настроения, неспособность сосредоточиться, нарушение восприятия (не понимает, где он находится, кто рядом с ним), бесконтрольный смех либо приступы паники, полная потеря контакта с окружающим миром.

Физиологические проявления: учащенное сердцебиение, подъем артериального давления, рвота, кровотечение из носа, судороги, потеря сознания, чрезмерно расширенные или суженные зрачки, покраснение глаз, сухость во рту.

Если вы обнаружили у ребенка признаки употребления курительной смеси, безотлагательно обратитесь за профессиональной помощью! Даже если это случилось, на ваш взгляд, впервые, не надо относиться к этому как к случайности или эксперименту. Объективно вы не можете сказать, какой раз ребенок употребил наркотик. Поэтому обязательно обратитесь за консультацией к врачу-наркологу. В данном вопросе промедление может стоить психического и физического здоровья вашего ребенка. И в некоторых случаях счет идет не на месяцы и недели, а на дни и даже часы. Зачастую серьезное отношение родителей к факту употребления становится для ребенка в дальнейшем защитным фактором. Увидев, насколько вы встревожены и небезразличны к сложившейся ситуации, ребенок осознает серьезность происходящего. Продолжайте быть заботливыми, любящими, но покажите свое неодобрение к его поступку.

стр. 7
РОДИТЕЛИ! Вы, безусловно, — самые близкие и значимые для ребёнка люди! Вы стремитесь быть успешными. Вы испытываете тревогу и беспокойство за настоящее и будущее своего ребёнка. Но на сегодняшний день, к сожалению, ребёнку могут предложить наркотики во дворе, на дискотеке, на пришкольной территории, в социальных сетях. Не старайтесь успокаивать себя соображениями вроде: «С моим ребёнком такое случиться не может!». Это сложно и неприятно осознавать, что у вашего ребенка могут возникнуть или уже есть проблемы с употреблением наркотиков, но только объективное и серьезное отношение к данной проблеме может предотвратить нежелательные последствия. Берегите своих детей! ПЕДАГОГ, ПОМНИ! При выявлении учащегося в состоянии наркотического опьянения по характерным поведенческим признакам и внешнему виду, не стоит пытаться решить проблему своими силами из опасения «запятнать» имидж учебного заведения. Проконсультируйтесь с врачом-наркологом. При выходе врача в учебное заведение предоставьте возможность осмотреть подростка. Осмотр и наблюдение (по необходимости) несовершеннолетних, выявленных учебным заведением в состоянии одурманивания, осуществляется АНОНИМНО, независимо от результатов обследования!!!

Формирование уверенности в себе и приемы противостояния давлению

Часто у подростков в силу возрастных особенностей формируется низкая самооценка, слабая вера в себя, боязнь получить отказ. Это может приводить в дальнейшем к нарушениям поведения. В центре внимания подростка стоят следующие вопросы: «Каков Я? Каким хотелось бы мне стать? За кого меня принимают?». Психологи признают УВЕРЕННОСТЬ одним из важнейших навыков. Подростки всегда чувствуют себя неуверенно, оказавшись в незнакомой ситуации, при необходимости решить очень сложную непривычную задачу, при резкой смене условий жизни и т.д. Подросток с проблемами уверенности отстает в овладении навыками общения, замыкается в себе, либо замещает уверенность агрессией. Самостоятельная тренировка уверенного поведения:

- Вознаграждайте себя за каждую попытку уверенного поведения независимо от того, добились ли вы желаемого результата или нет.

- Не ругайте себя за пассивное или агрессивное поведение, просто постарайтесь разобраться, как будет лучше поступить в следующий раз.

- Когда вы выражаете отказ, слово «НЕТ» говорите твердо, объясните, почему вы отказываете, но не стремитесь слишком долго извиняться. Отвечайте, как можно быстрее и короче, не давая себя перебивать.

- Смотрите прямо в глаза своему собеседнику. Следите за языком своего тела, который может передавать недостаточную прямоту или отсутствие уверенности (например, прикрывающие рот руки, ерзающие ноги). Удостоверьтесь, что говорите не слишком громко и не слишком тихо.

ЗАПОМНИТЕ!

Научившись управлять собой, ты почувствуешь гордость от того, что ты сильный и волевой. Появится чувство самоуважения. А научившись уважать себя, ты будешь уважать других. Уважать, но не идти у них на поводу!

Приемы противостояния давлению:

- Если вас склоняют делать то, чего вам не хочется, то, прежде всего, вам следует правильно оценить ситуацию, в которой вы находитесь. Подумайте – ГДЕ вы, С КЕМ и ПОЧЕМУ? Так ли необходимо вам здесь оставаться?

- Подумайте о возможных последствиях вашего поступка: не пожалеете ли о принятом решении, насколько ваше решение отразится на вашем здоровье.

стр. 8
- Если решили сказать «НЕТ», говорите об этом спокойно, твердо, ровным голосом, не выдавая свой страх и беспокойство, старайтесь смотреть человеку прямо в глаза. Иначе можно создать впечатление о неуверенности в своем решении, что дает возможность говорящему усилить на вас давление.

- Если вас склоняют к употреблению спиртных напитков или наркотиков, вы всегда имеете право сказать: «НЕТ, НЕ БУДУ! НЕ ХОЧУ! Мне это не нравится и т.д.».

- Если вам не так просто отказаться, то вы можете сделать вид, что у вас появилась срочная необходимость позвонить или куда-то выйти.

- Помните, если вы идете на встречу, дискотеку, в компанию, там могут употреблять спиртное, наркотики и другие вредные вещества. БУДЬТЕ ГОТОВЫ К ОТКАЗУ!

Автор: Валентина Кравцова, фельдшер-валеолог

Ответственный за выпуск: Е.В. Кохно

23.08.2016

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!