Рогачевский районный центр гигиены и эпидемиологии

Что такое подростковый алкоголизм.

Введение.

Ни для кого не секрет, что в последнее время проблема алкоголизма у подростков достигла угрожающего размаха. При этом стоит уточнить, что понятия безвредного употребления алкогольных напитков для подростка, как известно, не существует. Алкоголь имеет свойство грубо вмешиваться в процесс становления хрупкого организма подростка и ослаблять, разрушать его. Помимо материальной оболочки, алкоголь деформирует личность подростка, тем самым отнимая у него возможность нормального социального развития. Именно поэтому следует понимать – для подростка любое употребление спиртного – злоупотребление.

На сегодняшний день подростками считаются мальчики и девочки, перешагнувшие рубеж 11-12 и до 15-17 лет, претерпевающие в этом возрасте очень быстрые и значительные изменения своего организма. Этот возраст считается кризисным из-за возникновения значительного количества личностных противоречий и новообразований. Кризис этот длительнее и чувствуется острее, чем кризисы других возрастов, так как в связи с быстрым темпом физического и умственного развития у подростков возникает много таких актуально действующих потребностей, которые не могут быть удовлетворены в условиях их недостаточной социальной зрелости. Таким образом, в этот критический период депривация потребностей выражена значительно сильнее, и преодолеть ее, в силу отсутствия синхронности в эмоциональном, социальном и физиологическом развитии подростка, очень трудно.

Что такое подростковый алкоголизм.

Согласно медицинским источникам, тяжелая эмоционально-волевая зависимость от спиртного развивается у молодых людей, которые хотя бы раз в неделю употребляют спиртное. При этом абсолютно не важно, какой это будет напиток: вино, коктейль или пиво. Алкоголизм у подростков развивается в самые короткие сроки. Так, если 13-летний ребенок систематически «балуется» спиртным, то к 15 годам у него сформируется стойкая зависимость от этанола.

Важно понимать, что систематическое злоупотребление алкоголем – это вид наркомании и бороться с ним нужно соответствующими мерами, прежде всего, действиями предупреждающего характера. В условиях современности, когда всюду пропагандируется культ вседозволенности, родители должны приложить максимум усилий, чтобы уберечь ребенка от отрицательного влияния окружающего мира и воспитать своего ребенка самодостаточным волевым человеком.

Особенности.

Абсолютное большинство молодых людей не способно критически оценивать собственное состояние, поэтому без помощи взрослого здравомыслящего человека несовершеннолетнему сложно побороть возникшую проблему. Как правило, у юношей и девушек, злоупотребляющих спиртным, быстро нарастает социальная дезадаптация. На этом фоне забрасывается учеба, возникают (либо усиливаются) семейные конфликты, нередко появляются проблемы с законом.

Чем вреден алкоголь для организма мужчин, женщин и подростков — влияние на органы, психику и социализацию кратковременной эйфории, быстро сменяющейся депрессивно-злобным настроем; двигательном возбуждении; полном выключении сознания; скором развитии психологической и интеллектуальной деградации; стремительном формировании стойкого компульсивного влечения к спиртному; низкой эффективности лечения; девиантном поведении.

Причины.

Алкоголизм у подростков развивается под влиянием целого ряда биологических и психосоциальных факторов. При всем этом не стоит забывать простую истину о том, что личность формирует среда. В этом плане исследователи придают особенное значение первичному опыту, который ребенок в первые годы своей жизни получает, общаясь с родителями. Собственно, поэтому семьи алкоголиков считаются априори опасными в отношении формирования пагубной (врожденной) зависимости у детей. Дефекты воспитания нередко усугубляются негативным влиянием сверстников. В большинстве случаев дети алкоголиков попадают в асоциальные подростковые группы. Пребывание в кругу таких «друзей» оборачивается выпивкой, приемом наркотиков, неправомерными поступками и другими подобными действиями. На этом социальные причины подросткового алкоголизма не исчерпываются.

Так, отдельного внимания требует телевидение. Реклама спиртного самым негативным образом влияет на подростков, вызывая у них желание ощутить «незабываемый» вкус популярных напитков. При всем этом ученые установили, что детский алкоголизм может возникать и по физиологическим причинам. На формирование пагубной зависимости у ребенка могут влиять течение беременности, осложненный родовой процесс. Широкомасштабные исследования показали, что у людей, регулярно злоупотребляющих алкоголем, развиваются вспомогательные метаболические механизмы, позволяющие организму эффективнее избавляться от этанола. Ввиду этого эйфория у тяжело зависимых людей развивается после употребления огромного количества спиртного, что в конечном итоге оборачивается самыми негативными последствиями для организма.

Особенно опасен пивной алкоголизм у подростков. Помните, что систематическое употребление слабых спиртных напитков тоже способствует формированию эмоционально-волевой зависимости от алкоголя. К числу психологических факторов раннего алкоголизма относят особенности характера и умственные способности подростка. Противоречивые или завышенные требования к ребенку со стороны родителей, сопровождающиеся недостаточным вниманием к его интеллектуальным способностям и физическим нуждам, увеличивают вероятность развития у несовершеннолетнего тяги к приему алкогольных напитков.

Современная медицина рассматривает алкоголизм у подростков в качестве прогрессирующего болезненного процесса. Как и любое другое патологическое состояние, данный синдром характеризуется специфической клинической картиной. При этом каждая последующая фаза привыкания сопровождается разными нарушениями в эмоционально-волевой сфере.

Первая фаза – характеризуется появлением навязчивой, но преодолимой психологической зависимости от спиртного.

Вторая фаза – предусматривает возникновение нарастающего влечения к алкоголю и абстинентного синдрома (группа симптомов различного сочетания и степени тяжести, возникающих при полном прекращении приёма психоактивного вещества либо снижении его дозы после неоднократного, обычно длительного и/или в высоких дозах, употребления).

Третья фаза – обуславливается непреодолимой тягой к спиртосодержащим напиткам.

Статистика.

В последнее время алкоголизм среди молодежи распространяется с огромной скоростью. Согласно статистике, около 75% подростков в возрасте до 15 лет уже когда-либо пробовали спиртное, тогда как к 17 годам с запрещенными напитками знаком практически каждый несовершеннолетний. Кроме того, примерно 5-7% отравлений в детском и подростковом возрасте приходятся на алкогольную интоксикацию. При этом важно сказать, что прием обычной для взрослого дозы спиртного может обернуться для неокрепшего организма летальным исходом.

Влияние алкоголя на организм подростка.

Личность ребенка в процессе своего взросления постоянно претерпевает множество изменений. В случае, если на каком-то из этапов психологического или социального развития подросток начинает приобщаться к спиртному, происходит сбой. При такой ситуации ребенок, как правило, начинает постепенно отставать в развитии, а потом и вовсе деградирует. Помимо всего прочего, алкоголь оказывает пагубное влияние на все системы организма. Так, регулярное употребление спиртного разрушительным образом воздействует на нервные клетки головного мозга.

Как влияет алкоголь на психику ребенка.

Прием этанолсодержащих напитков вызывает сильное торможение умственных способностей. По этой причине ранняя алкоголизация приводит к остановке процесса формирования этических и нравственных норм. Кроме того, спирт отключает «центры самоконтроля», в результате чего у подростка пропадает способность к адекватному восприятию поступающей извне информации. Ситуация осложняется еще и тем, что сознание человека в состоянии опьянения концентрируется исключительно на негативных моментах и полностью игнорирует любые попытки собеседника уйти от конфликта.

Изменения личности и внешнего вида.

Ранняя алкоголизация приводит к развитию подросткового конформизма (приспособленчество, пассивное принятие господствующего порядка, бездумное следование общим мнениям, модным течениям) и психопатизации (болезненное изменение склада личности в виде психической дисгармонии, возникшее в результате какого-либо медленно развивающегося психического заболевания.). Происходящие на фоне злоупотребления спиртными напитками личностные изменения являются неоспоримым свидетельством развития у ребенка психоорганического (состояние общей психической беспомощности со снижением памяти, сообразительности, ослаблением воли и аффективной устойчивости, снижением трудоспособности и иных возможностей адаптации) синдрома. При этой патологии у подростка в той или иной степени могут превалировать признаки апатоабулического или аффективно-неустойчивого состояния. Первый синдром характеризуется интеллектуальным снижением, изоляцией, тогда как второй – резкими перепадами настроения. Алкогольная зависимость откладывает свой отпечаток не только на личности ребенка, но и на его внешнем облике. Пьющие подростки, как правило, худощавы, бледны, у них слабо развиты вторичные мужские либо женские половые признаки. Регулярное поступление алкоголя в организм нарушает нормальное функционирование желудочно-кишечного тракта, ввиду чего подросток недополучает питательных веществ. Вследствие этого его волосы, ногти становятся ломкими, а кожа приобретает сероватый оттенок.

Последствия подросткового алкоголизма. Влияние алкоголя на организм подростка настолько губительно, что может привести к развитию самых страшных недугов. Так, печень подростка, которая обезвреживает поступающие алкогольные токсины, еще не способна синтезировать достаточное количество ферментов, отвечающих за расщепление этанола. Как следствие, яды скапливаются в органе и постепенно разрушают его. На этом этапе у подростка, как правило, диагностируется цирроз печени. Кроме того, прием алкоголя негативно сказывается на состоянии сердечно-сосудистой и репродуктивной систем ребенка.

Диагностика и лечение подросткового алкоголизма.

Клинические психологи и психотерапевты бок о бок работают с врачами психиатрами-наркологами, т. е. они входят в число штатных специалистов любого наркологического учреждения.

Алкогольная зависимость – это прежде всего болезнь. А болезнь – это компетенция врача. В этом случае усилий исключительно психолога оказывается недостаточно!

Чем может помочь психолог?

Психолог занимается психодиагностическими исследованиями, некоторыми формами психокоррекции, которые предусматривают активное целенаправленное воздействие на личностный, поведенческий и интеллектуальный уровень функционирования человека.

Применяют различные «игровые» формы в психотерапии:

символдрама, известная также как Кататимно-имагинативная психотерапия – это метод глубинно ориентированной психотерапии, который клинически высоко эффективный при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. Преимуществом данного метода является его глубокая теоретическая обоснованность и тщательная разработка всего комплекса терапевтических действий.

Психолог-специалист предлагая клиенту темы для кристаллизации его образной фантазии, выполняет при этом сопровождающую, направляющую и контролирующую функцию в соответствии со специально разработанными правилами. Темы мотивов соотносятся с проблематикой личности, её аффективными нарушениями, в том числе с периодом детского развития, а также в случаях определенных заболеваний и патологических симптомов. Важная роль в работе по методу символдрамы отводится работе с рисунком, который рисуется после сеанса представления образов. В основе работы с рисунком лежит специальная техника диагностической и психокоррекционной работы с наполненными эмоциями образами. Это не только стимулирует творческое начало клиента, но и оказывает систематизирующее, терапевтическое воздействие на понимание эмоций и чувств. Работа с рисунком позволяет способствовать повышению уровня осознания проблем, лучшего понимания себя и своего внутреннего ребенка, достижения большей зрелости личности, формирует уверенность в своих возможностях, в том числе и в умении строить семейные отношения, воспитывать детей.

— преимущество песочной терапии состоит в том, что она позволяет клиенту воссоздавать в песке различные аспекты проблемы, используя символические объекты, которыми можно манипулировать и которые можно легко изменять. Возможность в реальности, но на территории психологической песочницы проиграть конфликты, продумать и выстроить образ цели и способ достижения её, увидеть модели новых отношений – всё это способствует нормализации внутреннего мира личности, способствует снятию тревог, проработки внутриличностных конфликтов и различных страхов. Этот процесс игры “продвигает” клиента от ощущения “пострадавшего”, к тому, чтобы чувствовать себя “создателем” своей жизни. Разыгрывая ситуацию в психологической песочнице, ребенок, подросток, взрослый имеет возможность посмотреть на неё со стороны. Это в свою очередь, позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти конструктивные, приемлемые способы решения проблемы.

творческая работа с мандалами может помочь человеку укрепить связь между сознательным и бессознательным “Я”. Одно из главных преимуществ работы с мандалами – это то, что каждый человек раскрывает себя сам с помощью своего Внутреннего Ребёнка, с помощью созерцания, карандашей, красок и определенного количества свободного времени. Мандалы — это нечто большее, чем просто рисунки, выполненные на бумаге, ткани или песке, это есть способ объединения того, что было разобщено в единое целое. Для клиента мандала — это не столько законченный художественный объект, а сколько способ обобщения и упорядочивания себя, своего внутреннего мира. Творческая работа с мандалой из-за её концентрической структуры привносит нужную энергию во внутренний мир человека для восстановления равновесия и спокойствия, чтобы человек чувствовал себя такими же “круглым” и цельным, как мандала.

Длительная работа подростка и его родителей с психологом является обязательным компонентом его реабилитации после проведенного лечения от алкоголизма. Также важна роль психолога в профилактике потребления психоактивных веществ. Лекции, тренинги, ролевые игры в рамках комплексной школьной профилактики зависимого поведения – это та форма работы, которая нуждается в поддержке и усилении в нашей стране.

Профилактика алкоголизма у подростков.

Известно, что подростковый возраст всегда сопровождается кризисом во взаимоотношениях между родителями и детьми. По этой причине в указанный период необходимо не только «закручивать гайки», но и уделять подростку побольше внимания, проявлять интерес к его увлечениям и потребностям. К сожалению, понятия алкоголь и подростки в настоящее время практически неразделимы, но общими силами можно изменить ситуацию к лучшему. Возможно, для этого родителям придется чем-то пожертвовать, например, выделять ежемесячно определенную сумму, чтобы подросток мог посещать всевозможные кружки, спортивные, художественные и другие школы.

Обобщая, можно сказать, что эмоции и воля являются психологическими характеристиками личности и ее неотъемлемой частью. В подростковом возрасте происходит окончательное развитие эмоционально-волевой сферы. В этом возрасте стабилизируются черты характера и формы поведения в обществе сверстников. В психологии подростка отмечается главная черта – высокий уровень самосознания.

При всем этом важно помнить, что самой лучшей профилактикой подросткового алкоголизма является поддержание теплых доверительных отношений с собственным ребенком.

08.10.2019 17:54